Финансовое оздоровление жилищно-эксплуатационных предприятий лежит в основе любой из существующих концепций реформы ЖКХ. Первой задачей на этом пути оказывается работа по выяснению запутанной картины финансовых потоков. Передача функции начисления и сбора коммунальных платежей в ведение расчетного центра при Службе единого заказчика или в ведение отдельного расчетно-информационного центра города значительным образом совершенствует всю схему расчетов. В централизованном варианте расчетов жилищные организации рассматриваются как поставщики жилищных услуг и перестают фигурировать в роли должников.
Роль ЕИРЦ в цепочке «поставщик-потребитель»
Задавшись целью создания Единого информационно-расчетного центра (ЕИРЦ) для ведения жилищно-коммунальных расчетов, администрация муниципального образования способна изменить всю систему договорных отношений в системе городского ЖКХ. Главное изменение состоит в том, что жилищные организации превращаются в поставщиков жилищных услуг и становятся клиентами ЕИРЦ, равноправными с прочими организациями — поставщиками коммунальных услуг.
Это выводит жилищные организации из состояния хронической задолженности перед последними, но, с другой стороны, лишает привычных оборотных средств. Данный факт обостряет отношения между ЕИРЦ и жилищными организациями, но он необходим для старта реформы ЖКХ, так как выявляет дисбаланс между тарифами на коммунальные и жилищные услуги. Создание подобных центров было рекомендовано постановлением российского правительства № 887 от 02.08.1999 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения» и осуществлено уже во многих городах страны.
Однако, в реальной ситуации зачастую основным интересом и точкой приложения сил муниципальных властей по созданию ЕИРЦ является элементарное получение — как основного инструмента автоматизации, — механизма для снижения затрат на обработку платежей и информационных сервисов для потребителя, перехода на безбумажный принцип работы и ведения статистической базы данных.
Возможности единых расчетных центров
Но есть и прецеденты более совершенных систем, когда работа ЕИРЦ упорядочивает и взаимоотношения поставщиков ЖКУ с бюджетами различных уровней, уменьшая, с одной стороны, долю невозмещенных льгот и субсидий (за счет точности их предоставления). С другой стороны, сами контролирующие бюджетные органы получают от ЕИРЦ максимум информации о расходовании бюджетных средств и имеют все возможности для ее проверки и согласования. Таким образом, стимулируется упорядочение законодательства по социальной поддержке, и высвечивается ответственность бюджета (и соответствующего уровня власти) за конкретные недоплаты по льготам и субсидиям.
Безусловно, хотя исполнителями задач по разработке, созданию и поддержанию жизни многочисленных ЕИРЦ являются десятки различных компаний, стержневой функционал центров схож и позволяет выполнять приблизительно одинаковый перечень задач:
- организовать прием платежей за услуги любых поставщиков (ЖК-услуги, электроэнергию, газ, радио, кабельное ТВ, интернет, телефон, сотовую связь и пр.)
- использовать многообразие способов оплаты — собственные кассовые пункты жилищных хозяйств и поставщиков услуг, банки, отделения почтовой связи, банкоматы, информационные киоски, интернет, мобильные телефоны
- автоматизировать и унифицировать работу, обеспечить функционирование в онлайн режиме
- производить централизованное начисление за коммунальные услуги по утвержденным алгоритмам
- отслеживать работу любого пункта по приему платежей (ППП)
- просматривать списки платежей по конкретным плательщикам
- просматривать перечисленные средства по каждому поставщику услуг
- осуществлять аккумулирование и обработку данных на центральном сервере
- обеспечить доступность данных с центрального сервера для подготовки отчетов и аналитики
- отладить систему отчетов для различных уровней (управлений ЖХ, администрации и пр.)
Единые расчетные центры в разных видах и с различными степенями функциональности начали появляться в России еще до выхода упомянутого постановления российского правительства (№ 887 от 02.08.1999), и сегодня они существуют во всех крупных, большинстве средних и многих небольших городах страны.
Что касается облегчения жизни потребителя, к сожалению, пока что нынешнее функционирование ЕИРЦ предусматривается лишь в качестве улучшенного инструментария для произведения оплат и получению информации, а осуществления светлой мечты о прозрачности ценообразования на услуги, отчетности расходов и улучшения качества ЖК-услуг как не было, так и нет. Основным же мотивом работы через ЕИРЦ для самих жилищных предприятий, помимо, безусловно, явных преимуществ автоматизации, является обладание инструментом для отслеживания должников по оплате услуг с последующей процедурой взысканий в судебном порядке. Однако, своим фактом успешного существования и принципами работы ЕИРЦ с очевидностью демонстрируют, что прозрачность финансовых потоков ЖКХ локально возможна уже сейчас.
По материалам сайта:http://eirc.ucoz.ru/
Посл. комментарии